Для того, что процесс сгорания топлива в двигателе авто проходил эффективно, а выброс загрязняющих веществ был наименьшим, топливо обязано сгорать в необходимой пропорции с воздухом. При соблюдении баланса соотношения пропорций, присутствие кислорода в выхлопных газах будет минимальным. Но данные пропорции могут нарушаться, а случается это из-за неправильной работы лямбда-зонда.
Что такое лямбда-зонд? Почему он ломается? И как осуществлять проверку лямбда-зонда, и если необходимо произвести замену, разберем в статье.
Автосервисы в Москве по проверке лямбда-зонда:
Что такое лямбда-зонд?
Лямбд-зонд, другими словами – кислородный датчик, достаточно важнейший элемент в устройстве автомобиля. Занимается он контролем содержания кислорода в выхлопных газах. Показатель не сгоревшего кислорода весьма важный. Т.к. для эффективного сжигания топливовоздушной смеси необходимо точное поддержание пропорций горючего и воздуха. Ведь доказано наукой, что для абсолютного сгорания топливной смеси необходимо точное соотношение топлива и воздуха (1:14.7). Это соотношение называется стехиометрической смесью.
Разумеется, это соотношение не константа. Зависит она существенно от температуры воздуха, атмосферного давления, давления нагнетания турбины. Поддержанием данного соотношения и занимается лямбда-зонд, который анализирует количество кислорода в выхлопе. Затем отдает эти параметры системе управления двигателя, которая уже и принимает решение – увеличивать количество горючего в смеси, либо уменьшать. Такой анализ проводится непрерывно.
При нарушении данных пропорций топливовоздушная смесь окажется либо бедной, либо обогащённой. Приводит это, как обычно, к увеличению расхода горючего и потери мощности двигателя.
Поэтому, при неполадках лямбда-зонда (кислородного датчика), он передает неверные показания системе управления двигателя, которая формирует неверные параметры смеси. Таким образом, если формируется богатая смесь, топливо просто уходит зря, если бедная – то горение непродуктивное, мотор перегревается, теряет мощность.
Причины поломки кислородного датчика
Причины поломки бывают разными, но это влияют различные факторы.
Причины:
- Внутрь датчика попала сторонняя жидкость (антифриз и т.д.)
- Низкое качество горючего, случается когда в нем содержится много свинца, железа
- Неисправность в системе подогрева датчика. Если подогрев перестанет работать, лямбда-зонд станет выдавать неверные данные.
- Перегрев корпуса датчика. Случается по причине низкого качества топлива.
- Герметики на основе силикона негативно воздействуют на датчик.
- Поломки, связанные с неисправностью двигателя, которые влияют на стабильную работу датчика. Сюда относится: масло в выхлопных газах, нарушение уровня компрессии двигателя, бензиновые форсунки двигателя забились.
Характерные черты поломки лямбда-зонда:
- Неуверенная работа мотора. Двигатель то теряет мощность, то приходит в норму. Может заглохнуть. Падение оборотов на холостых. Двигатель дергается.
- Значительно повышается расход топлива, двигатель перегревается.
- Более токсичный запах выхлопных газов.
- Имеются проблемы с катализатором, начинает нестабильно работать.
Поэтому, если Вы заметили признаки неправильной работы кислородного датчика, но стоит это откладывать на потом. Игнорирование проблемы может привести к очень нехорошим последствиям. Поэтому мы рекомендуем иногда производить проверку лямбда-зонда. Лучше всего делать это через каждые 5-10 тыс.км, можно совмещать, например, с заменой масла, проводя плановое ТО. Делается это самостоятельно и достаточно просто.
Проверка работоспособности лямбда-зонда
Определение пригодности к эксплуатации лямбда-зонда осуществляется с помощью приборов: осциллографа, вольтметра, мультиметра, но и визуальным осмотром.
Сперва, мы рекомендуем оценить состояние визуально, а уже потом приступать к проверке различными приборами.
Визуальная проверка лямбда-зонда
В первую очередь осмотрите разъемы подключения. Датчик должен надежно фиксироваться в них.
Осмотрите сам кислородный датчик, должны отсутствовать признаки:
- Сажи. Возникновение ее, как обычно, случается при сильном нагреве, либо при сгорании обогащенной смеси.
- Блестящие отложения. Говорит о том, что концентрация свинца в топливе выше нормы. Тогда переходить к проверке приборами не имеет смысла, т.к. свинец повреждает лямбда-зонд и необходима его замена.
- Серые (пепельные) и белые отложения. Это говорит, в большинстве случаев, о наличии присадок в топливе и моторном масле. Лямбда-зонд необходимо заменить.
Проверка лямбда-зонда мультиметром
Проверка состоит из следующих шагов:
- Первым дело прогрейте двигатель до 70-80 градусов.
- Затем, нажав педаль газа, доведите обороты мотора до 2500-3000, и сохраняйте данное значение в течении пары минут. Это даст возможность датчику разогреться.
- Затем зафиксируйте один щуп (минусовой) на массе автомобиля, а второй с выходом датчика.
- Несколько раз проверьте показания мультиметра. Данные должны обновляться несколько раз в секунду. При этом показывать разное значение в диапазоне от 0,2 В и до 1 В. В этом случае он неисправен.
- Надавите резко на газ и отпустите. Показания должны быть 1 В и резко упасть в 0. В таком случае датчик в порядке. Если значения на мультиметре не прыгают при нажатии на педаль, а отображает порядка 0.5 В, то это явная поломка датчика.
Случается и так, что напряжение вообще отсутствует. Означает, что проблема в проводке. В связи с этим необходимо проверить все провода от выключателя зажигания до реле.
Проверка лямбда-зонда на бедную смесь
Для проверки лямбда-зонда на бедную смесь надо имитировать подсос воздуха. Делается это с помощью вакуумной трубки. Если датчик исправен, то показания будут в районе 0.2 В либо менее. При отрицательном результате он не исправен.
Замена лямбда-зонда
Замена датчика проводится при холодном моторе. Не забудьте выключить зажигание. Стоит помнить, что маркировки старого и нового датчика должны быть совпадать.
Замена выполняется в следующем порядке:
1. Найдите лямбда-зонд, находится он до катализатора.
2. Затем используя специальный съемник открутите его с помощью ключа.
Проявляйте осторожность, чтобы не сорвать резьбу.
3. Отсоединяется старый датчик и к проводам присоединяется новый.
4. Закручиваете обратно.
5. После установки датчика требуется проверка его работоспособности.
Автосервисы в Москве по замене лямбда-зонда:
В заключение…
Более старые автомобили больше подвержены износу и требуют постоянного ухода и диагностики. Чтобы не возникала необходимость в проверке лямбд-зонда на неисправность, не экономьте на топливе, ведь некачественное топливо приводит к быстрому износу важнейших элементов автомобиля.